strangernn: (Default)
[personal profile] strangernn

Танк-робот "Алиса" (кликабельно)
хорошо видны СТЗ

Идея безэкипажного танка владеет умами конструкторов и танкистов, наверное, с того момента, как сошла горячка Первой Мировой. Потому что и танк для обороняющихся цель приоритетная, и потому, что гореть больно. Очень. Первые робкие опыты по телеуправлению начались в конце 20-х, ко Второй Мировой телеуправляемые машины достигли уже порога применимости, - но из-за несовершенства средств связи - только в качестве камикадзе (телеторпеды различных типов) или, в лучшем случае, полукамикадзе, с отделяемыми боевыми частями.Но танкистам все равно приходилось идти в атаку живьем. Послевоенный прогресс электроники породил новые надежды на успех - и к середине 80-х более-менее роботизированные комплексы были созданы. Но какие-то глуповатые...


"Алиса" с ранней СТЗ (кликабельно)

Банально: не прошло и десяти лет с тех пор, как роботы научились не просто двигаться по азимуту или сигналам GPS, опираясь на заранее введенную карту, а самостоятельно прокладывать маршрут сообразуясь, для начала с дорогой и дорожной обстановкой. Теперь, коль скоро компьютеры подросли интеллектом в тысячи раз, - их учат двигаться и по пересеченной местности и в боевых условиях, учитывая противодействие противника. Одной из таких наработок является робототехнический комплекс «Алиса» из МВТУ им. Баумана.


машина управления (кликабельно)

Телеуправляемый танк (за основу взят Т-72) оснащен несколькими системами технического зрения, обеспечивающими ориентацию машины на местности в любое время суток, самостоятельный поиск и селекцию целей (только бронетехники, полагаю, что по каналу тепловизора), автоматическое сопровождение (ну и поражение, раз уж на мушку взяли) выбранных оператором целей.


примерно так это и выглядит. Только между СТЗ и очками - два километра (кликабельно)

Оператор же при этом в очках виртуальной реальности находится на безопасном (в настоящий момент это два километра) расстоянии, в машине управления, откуда и ставит роботу задачи, который по мере своего разумения пытается решить. Насколько процесс решения задач автоматизирован - ну, пока это вопрос к разработчикам, у них большие планы.

<шепотом:> если такая система выйдет недорогой и достаточно вменяемой - то из старых танков (с автоматами заряжания, конечно) можно будет понаделать "псов войны", которых и не очень жалко потерять при прокладывании дороги обитаемым машинам. Больше того, в голове вертится идея "стаи" внешне и по поведению неотличимых от "машины-хозяина" роботов, двигающихся вместе с обитаемой (рядом, впереди, сзади - как получится. Как юниты за лидером в компьютерной игрушке) машиной и пытающихся поразить ту же цель, что и она - если ничего сами не обнаружат. Смущает радиосвязь, такую "говорливую" в радиодиапазоне стайку очень захочется накрыть чем-нибудь кассетным.

посекторный поиск целей и планирование движения (кликабельно)

Вот, примерно это видит оператор (автоматика отсканировала окружающее пространство и нашла потенциальную цель) и так планирует действия робота в бою.

РТК “Алиса” предназначен для экспериментальной отработки технологий дистанционного и автономного управления объектами бронетехники. В частности, на этом комплексе успешно испытаны в натурных условиях подсистема нижнего уровня управления, СТЗ, система навигации, различные режимы дистанционного управления движением и оружием. В настоящее время РТК “Алиса” используют для экспериментальной отработки программно-аппаратных средств, обеспечивающих полностью автономный режим управления движением.
Основные тактико-технические характеристики РТК “Алиса”
• Дальность дистанционного управления - До 2км (предполагаю, что для полигона с большими дальностями и не заморачиваются - Strnager_NN)
• Скорость движения в режиме автоматического управления:
    - по шоссе - До 20 км/ч
    - по пересеченной местности - До 10 км/ч
• Размеры сектора поиска и поражения целей:
    - по азимуту и углу места, град - ±12, ±6
    - по дальности, м - До 3000
• Тип обслуживаемых целей - Объекты бронетанковой военной техники
• Максимальное число обслуживаемых целей - 4–6
• Время обзора сектора - До 10 c

+ система технического зрения, подробно


источник фотографий и ТТХ - Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011, В. С. Лапшов, В. П. Носков, И. В. Рубцов: «Опыт создания автономных мобильных робототехнических комплексов специального назначения»

Date: 2013-10-19 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] brudra.livejournal.com
красиво. буржуи аналогичные опытовые работы на грузовиках проводят.у нас же всё по взрослому.прям как в анегдоте. за границу мы едим только на танках.

Date: 2013-10-19 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] i-am-newbie.livejournal.com
Да, тоже возникает вопрос "нафига это сразу в танк корячить?". Гугловодителя догоните сначала и американских беспилотников

Date: 2013-10-19 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] aloha-055.livejournal.com
В Бауманке своя специфика. И потом нормальные пацаны на кошках не тренируются :)

Date: 2013-10-19 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] papa-fittih.livejournal.com
это и есть кошки.

Date: 2013-10-19 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] aloha-055.livejournal.com
Так и я про то же, у нормальных пацанов танки выступают в качестве кошек. :)

Date: 2013-10-19 10:26 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
1. Это Бауманка. Им была поставлена задача делать телеуправляемый танк - они и делают танк. Ребятам из Саратовского политеха была поставлена задача делать грузовик-робот - они сделали его из "Газели".

2. С проблемой наезда на препятствия намного проще. "Носорог подслеповат, но это не его проблемы" (с)

Date: 2013-10-19 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] shurikk77.livejournal.com
"только в качестве камикадзе (телеторпеды различных типов) или, в лучшем случае, полукамикадзе, с отделяемыми боевыми частями."
Э-э-э... А разве в РККА к началу 40-х не испытывались огнеметные Т-26 с радиоуправлением?

Date: 2013-10-19 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] makz-z-z.livejournal.com
на то он и огнемётный что в точной наводке на цель не нуждается

Date: 2013-10-19 10:35 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Да. И еще - даже если бы удалось поставить туда телекамеру (в канал прицела) и передающую аппаратуру, все равно некому заряжать пушку. А огнемет автоматический.

Date: 2013-10-20 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] makz-z-z.livejournal.com
у Пашолока, кстати, недавно была статья по АЗ на кв-1с и ЕМНИП на т-34, так что чем чёрт не шутит, могли и в пушечные танки воткнуть (:

Date: 2013-10-20 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Да, мне понравилась идея, но он не то что не взлетел, это вообще был только бумажный прожект.

Date: 2013-10-20 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] d-20-veld.livejournal.com
Кажется джапы в этом деле первопроходцы или меня подводит память?

Date: 2013-10-20 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
В каком деле - автомат заряжания или телетанки? Про АЗ я ничего не слышал, а про японские опытные телетанки писали в шушпанцере тут (http://shushpanzer-ru.livejournal.com/517176.html#cutid1) и тут (http://shushpanzer-ru.livejournal.com/115816.html).

Еще японская машина упоминается в большой обзорной статье И.Шмелева "Сухопутные торпеды" (http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut9801/GrTrp/GrTrp004.htm)

В общем, опыты с радиоуправлемым трактором Нагаяма начал в 1929 году, собственно с танками в 1934. У нас опыты начались в 1930 сразу с танками. Даже не знаю, кого считать пионерами, кого комсомольцами =)

Зато японцы наверное первые, кто попытался оснастить танк телевизионной аппаратурой - в 1945 году. Впрочем, надо почитать, когда аналогичные опыты начались у нас.

Date: 2013-10-19 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] papa-fittih.livejournal.com
в какой-то книге читал, как такая "стая" при заходе на цель вовсю обменивалась инфой и распределением целей без участия удалённых операторов.

Date: 2013-10-19 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Некоторые современные ПКР умеют действовать стаей, например Club-K.

Date: 2013-10-19 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ob172m.livejournal.com
радиоуправляемый Т-72 делался в качестве мишени, т.е. он должен был двигаться по полигону, при этом можно осуществлять запуск двигателя, самостоятельно переключать передачи, и вести стрельбу (наличие автомата заряжания это позволяет) и т.д.
в одном из выпусков "Техники и вооружение" об этом есть статья

Date: 2013-10-19 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] zloradskij.livejournal.com
Почему бы не посадить того же оператора на телеуправляемый БПЛА?
БПЛА обладает принципиально недостижимой танком мобильностью, a вражескую БТ (и не только БТ) способен жечь не хуже.
Напр. можно моментально сконцентрировать на участке прорыва 100 БПЛА, а через 5 минут они рассеются, чтобы ударить снова уже в 20 километрах севернее.

Date: 2013-10-20 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] porco.livejournal.com
Думаю, смысла нет.
Танк из способа безопасно и быстро доставить пушечный снаряд туда, куда обычная артиллерия не добивает, давно превратился в способ физического контроля территории, который может бесконечно долго находиться на этой территории и успешно претерпевать попытки его с этой территории выбить компактными средствами (а других у противника к моменту захвата уже не останется).
Как только БПЛА смогут висеть месяцами, отстреливать индивидуальные тушки в толпе и держать хотя бы 12,7 мм (а лучше - подрыв БЧ ПЗРК) вкруговую, тогда всё.

Date: 2013-10-20 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] black-semargl.livejournal.com
Потому что БЛА - это принципиально другой (по применению) тип вооружения. "Прилетел-вмазал-улетел" по заранее выявленной цели. А танк постоянно тут и местность контролирует, максимум за угол отъехал.
Хотя БЛА тоже надо.

Date: 2013-10-20 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Предлагаю называть телеуправляемые танки БПА - "безэкипажный ползающий аппарат" =)

Date: 2013-10-19 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
Надо срочно отправить такое танковое отделение в Сирию. На проверку. "Других Испаний у меня для вас нет"(с)

Date: 2013-10-19 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Пока там все не кончилось?

Date: 2013-10-20 12:50 am (UTC)

Date: 2013-10-19 10:51 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Так это что, совсем свежая штука? Аффигеть! Вот так мы удивляемся, чего американцы так трясут своими беспилотниками, а у нас вроде как ничего и нет, а потом вдруг окажется, что World of Tanks - не что иное как часть программы по массовой подготовке операторов танков-роботов. [шепотом] А когда наши танки выйдут к Ла-Маншу, мы объявим о награждении Орсона Скотта Карда званием Героя России - за идею =)

PS. Главное, чтобы не получилось как у Стругацких в "Испытании СКИБР" или тем более как у Севера Гансовского в "Полигоне".

PPS. Я понимаю, что стереотелекамера всегда примерно так выглядит, но она уж очень похожа на голову Джонни №5.
Edited Date: 2013-10-19 11:04 pm (UTC)

Date: 2015-03-21 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] muterat.livejournal.com
>мы объявим о награждении Орсона Скотта Карда званием Героя России - за идею

С русофобскими пассажами в "Игре Кренделя" как быть?

Date: 2015-03-21 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Простим, чо. Не он первый, не он последний.

Date: 2013-10-20 01:28 am (UTC)
From: [identity profile] Борис фон Бок (from livejournal.com)
2011 ?! Помниться статью читал про РУ-танки, именно Т-72, но где-то в годах 90-х в "красной звезде". Танк был сделан, прошёл испытания и был также боевой, не мишень. Но система управления была другой.
(deleted comment)

Date: 2013-10-20 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Уязвимость каналов связи заставляет разрабатывать военные машины не телеуправляемыми, а в максимально возможной степени, автономными.

Date: 2013-10-20 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] pvt-kelly.livejournal.com
И будкой оператора, который излучает в радиодипазоне страстный призыв:"Бей сюда!"

Date: 2013-10-20 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Это решаемо.
1. Совершенно необязательно, чтобы пост оператора, где сидит экипаж, находился в одном КУНГе с передатчиком и тем более передающей антенной. Экипажи могут вообще не покидать своего пункта постоянного базирования, находящегося в глубоком тылу. Передающие же станции могут быть просто ретрансляторами без всякого интеллекта и даже без персонала непосредственно при них.

2. Можно развернуть сеть ретрансляторов сигнала, работающих вразнобой. Что-то вроде сотовой сети - передача цифровая, ведется дискретными пакетами миллисекундной продолжительности. Ретранслятор №1 выдал в эфир пакет, выключил передатчик и слушает ответ, следующий пакет передает уже передатчик №7, потом №13, потом №2 - причем выбор активного ретранслятора происходит случайным образом, а на местности они могут быть разделены десятками километров и все время передвигаться. Ничто не мешает также хаотично менять частоту и использовать ложные передатчики.

3. Американцы практикуют размещение конечных ретрансляторов на спутниках, управление беспилотниками большого радиуса происходит именно так. Но это, кстати, не лучший вариант. Локализовать центр управления при этом, конечно, невозможно, но в силу удаленности передатчика от управляемого объекта и ограниченных энергетических возможностей и того, и другого сигнал достаточно слабый, и любой противник, техническим уровнем превосходящий зулусов, легко его забьет. Та же проблема с использованием GPS, поэтому прозреваю развитие каких-то других средств топопривязки, если телеуправляемые танки и самолеты получат широкое распространение.

4. А распространение они получат только в том случае, если удастся научить их достаточно рационально действовать автономно при потере канала связи, потому что самый эффективный способ борьбы с телеуправляемой техникой - конечно же атака канала связи.

Date: 2013-10-20 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] pvt-kelly.livejournal.com
1. Ой-вей. Так и нет такой задачи "убить оператора". Вынес антенну - эффект тот же: боевая задача не выполнена.
2. Развернуть-то можно. Как оно перемещаться будет, ибо "Танки - для атаки!"? И опять же - РЭБ и "шрайки". Только побольше количеством.
3. Вот как раз американцы правльно делают, т.к. заглушить радиообмен БПЛА-спутник очень сложно, так же как и добраться до спутника.
4. О! Именно что. Но пока до этого - как на карачках до Альфа Центавра.

Date: 2013-10-22 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
1. А вот не факт. Возможно, рост затрат на средства нарушения канала связи и как следствие - на средства его защиты приведет в конечном итоге либо к возврату на человекоуправляемую технику, либо к мысли, что дешевле будет провести диверсионную операцию по уничтожению центра управления.

2. На танковых шасси, во втором эшелоне или ближнем тылу, под защитой ПВО/ПРО. Зенитные системы же научили защищать свои стрельбовые и даже обзорные РЛС от противорадарных ракет. И их должно быть много. Ну, выбили пару-тройку - да и фиг с ними.

3. Спутник далеко, до него 40 тысяч километров, а в антенне у него единицы ватт, ибо возможности солнечных батарей не беспредельны. У беспилотника тоже единицы ватт, потому что с его стосильного моторчика больше 1-2 киловатт не снимешь. А глушилка - вот она, рядом, непосредственно в боевых порядках, и у нее в антенне десятки, если не сотни КИЛОВАТТ. Добираться до спутника совершенно не нужно, хотя и это не представляет большой проблемы.

4. Это мы вряд ли узнаем, потому что самая интересная информация в открытую печать, разумеется, не попадает.
Edited Date: 2013-10-22 12:39 pm (UTC)

Смущает радиосвязь

Date: 2013-10-20 03:34 am (UTC)
From: [identity profile] fon-rotbar.livejournal.com
Ну тогда лазерами...

Re: Смущает радиосвязь

Date: 2013-10-20 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] gur64.livejournal.com
Между танками бегает мужик с флешкой:))))

Re: Смущает радиосвязь

Date: 2013-10-20 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Тогда главным противотанковым средством станут дымовые бомбы =)
Edited Date: 2013-10-20 11:28 am (UTC)

Re: Смущает радиосвязь

Date: 2013-10-20 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] i-am-newbie.livejournal.com
Миллиметровые радары чихать хотели на видимость поля боя, как пример.

А вот лазеры, как мы их с вами понимаем, да - использовать для связи вне оптоволокна пока не смогли толком

Re: Смущает радиосвязь

Date: 2013-10-20 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Знаете, а ведь такие объекты, как телеуправляемые танки, вполне могли бы использовать в качестве основного канала связи оптоволокно. Едет и разматывает за собой, главное на месте не крутиться. И фиг его заглушишь. А если кабель все-таки перебит или порвался - переходит на радиоканал и продолжает воевать. И только если радиоканал полностью забит или танк не слышит сигнал центра управления - возвращается в свое расположение по данным инерциальной системы навигации.

Re: Смущает радиосвязь

Date: 2015-03-21 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] viewside.livejournal.com
Эта идея завяла ещё на этапе простых проводов ;)

Date: 2013-10-20 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] po6om.livejournal.com
Вот только-только статью про дроны прочитал. Теперь - это :)
Браться-робоыт активизировались, я гляжу. Сколько там осталось до времени, когда роботы будут производить роботов? =)

Date: 2013-10-20 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] d-20-veld.livejournal.com
Скайнет....Он уже вернулся:))

Date: 2013-10-20 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] andyflowers.livejournal.com
МО США проводит соревнования между технческими вузами выставляющих свои машины-беспилотники. Условие - абсолютная автономность, любое дистанционное управление запрещено. Называется DARPA Challenge.

Date: 2013-11-06 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] Антон Запихайло (from livejournal.com)
автор, посмотри на источник фотографий, потом на заголовок своего поста и найди одну маленькую несостыковку =)

Date: 2013-11-06 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
В смысле? Поколения я отсчитывал сам, от довоенных "телетанков".

Profile

strangernn: (Default)
strangernn

March 2022

S M T W T F S
   1 2 3 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 10th, 2026 06:40 pm
Powered by Dreamwidth Studios