strangernn: (Default)
[personal profile] strangernn

Del Mar DH-20 (кликабельно)

60-е годы поставили перед авиаконструкторами множество сугубо прикладных задач, одной из самых острых из которых стала проблема массового обучения вертолетчиков. Вьетнам пожирал кадры с неземной силой - а вертолеты продольной схемы были достаточно велики и дороги, чтобы использовать их как "летающие парты". Поэтому, компания Del Mar и попыталась в 1968 году вклиниться в рынок с самым маленьким вертолетом продольной схемы.

С двумя двигателями AiResearch GTP-30-100 вертолет массой около полутонны поднимал трех человек и мог пролететь до 180 километров со скоростью 135км/ч.

Однако, не получилось. Вертолет да, исправно летал - но как учебно-тренировочный военных не заинтересовал. Почему - не знаю, но полагаю, что реалистичность поведения, точнее, совпадение поведения с большими продольниками оказалась недостаточной, а как "просто вертолет" он явно уступал машинам традиционной схемы.

Date: 2012-07-12 11:30 pm (UTC)
From: [identity profile] nickmix01.livejournal.com
Вид у него - как будто обшивку сняли.
А вот то, что "бродячие идеи" вещь в ВПК распространённая хорошо подтверждает.

Date: 2012-07-12 11:52 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
и что такое "бродячие идеи" ?

Date: 2012-07-12 11:59 pm (UTC)
From: [identity profile] nickmix01.livejournal.com
Бродячие идеи - это термин используемый в философии и литературоведении, аналог в своем роде, "бродячего сюжета". Смысл в том, что движение мысли в разных частях света независимо идет в одном направлении, зачастую тупиковом. То есть не прямое заимствование, а параллельное развитие (хотя первое также не исключается).

Date: 2012-07-13 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
а-а, вот о чём вы! Это понятно, знакомо, спасибо за разъяснения.

Date: 2012-07-13 02:31 am (UTC)
From: [identity profile] andyflowers.livejournal.com
Для летающей парты не хватает спаренного управления... :)

Date: 2012-07-13 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] langenberg.livejournal.com
Да, действительно, а где же места для ещё двоих?

Date: 2012-07-13 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] langenberg.livejournal.com
А, отбой, нашёл сам.
Это оказывается не тренировочный, а санитарно-эвакуационный.
Т.е. два бойца в гондолах подвешивались вдоль балки, как в M.A.S.H.

The ultimate evolution of theDelMar helicopters was the tandem-rotor DH-20. Conceived as a super-portable medical evacuation helicopter, the DH-20 was powered by twin turbine engines and designed to carry a pilot and two passengers, or a pilot and one passenger in a litter. Remarkably, the entire helicopter was able to fold up for ground, sea or air transport, and was capable of operating in and out of far smaller landing zones than a traditional helicopter. As testing of the DH-20 continued, however, the requirement for such missions declined, and the aircraft was never put into production or flown operationally.

Date: 2012-07-13 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Это, как я выяснял, уже потом пытались хоть куда-то пристроить.

Date: 2012-07-13 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] langenberg.livejournal.com
Ага, понял.
Видимо так и есть, у ДелМара до него были вполне устойчивые микровертолёты классической схемы.
Лепить микро- на соосном для перевозки малых грузов действительно как-то нелогично, согласен.
Это с описания музея, где его в пр. году вывесили.

Date: 2012-07-13 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
Но тут только одно кресло и больше я ничего не вижу - ни кресло инструктора, ни крепление для носилок.

а речь-то о:

... to carry a pilot and two passengers, or a pilot and one passenger in a litter.

где (в принципе) должно было быть место для пассажиров?

Date: 2012-07-13 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] d-20-veld.livejournal.com
Хм,а у него с сзади что,второй пост управления что ли или это выгородка для медбрата?

Date: 2012-07-13 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] langenberg.livejournal.com
Вы наверное "сзади" называете правую часть.
Это как раз нос, видно кресло пилота, пульт, две педали и ручка управления.
Никакой ветрозащиты нет. Он всего 4-5 метров длиной.

Date: 2012-07-13 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] daddycat.livejournal.com
Вообще-то с такой схемой -- все оборудование на хребтовой балке, пост управления на выносном/откидном кронштейне -- это идеальная машина для модульной схемы. То есть закидывать эту хребтину на стеклопластиковую скорлупу нужного профиля -- санитарную, транспортную, амфибийную, ударную -- внутрь нее отгибать управляющий пост, и вперед!
Только лучше, не сильно увеличивая размеры, поднять мощность до перевозки 7-10 человек и дальность (за счет баков в скорлупе) до 500км. Да, и сажать мотохребет сверху на сменный модуль не краном, а наклонив скорлупу, затаскивать силовую конструкцию по направляющим (они же основные крепления) с земли.

Date: 2012-07-13 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
а наклонять скорлупу зачем? вы же "отгибаете пост управления"?

Date: 2012-07-13 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] daddycat.livejournal.com
Так я хочу сохранить только верхнюю часть, так, чтоб шасси было уже на модулях -- лыжи с роликами для переката, поплавки (точнее, скорлупа-лодка). А мотохребет на модуле строго сверху. Так вот, чтоб его в полевых условиях не краном поднимать-опускать, легче в скорлупе сверху сделать вырез в форме перевернутой "Т" вдоль всей оси, а на мотохребтине сделать несколько пар лапок а стороны. В итоге наклоняем корму скорлупы -- она ж легкая -- к самой земле, заводим там в пазы первую пару лапок и начинаем затаскивать мотохребет на крышу модуля, заправляя по мере необходимости следующие пары лапок в те же пазы и так до упора, до самого носа скорлупы. Затем затягиваем крепления, стопорящие эти лапки, и возвращаем скорлупу в горизонтально-стартовое положение, раскладываем лопасти и выводим пост управления внутрь скорлупы... И все это делают четыре человека без спецтехники за полчаса.

Date: 2012-07-13 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
А сделать вертолет в виде П-образной стойки, с нормальной кабиной и подвесом целевого контейнера под перекладину - никак нельзя? По-моему, вы усложняете...

Date: 2012-07-13 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] daddycat.livejournal.com
Так это у нас выходит обычный Ка-26, только продольный... постоянно таскающий на себе лишнюю кабину и шасси, неизменных габаритов при хранении.
А тут мы имеем мотохребет, в полностю сложенном виде превращающийся в условный брусок, которых в одну грузовую мотогондолу влезет минимум четыре штуки, а в крытый склад -- дофига и больше. И к нему двадцать видов скорлупок с очень разной аэродинамикой и посадочными способностями -- остроносые и поджатые ударный (двухместный с пулеметно-гранатометной турелью и кронштейнами для подвесок) и противолодочный модули (двухместный с опускаемым гидрофоном, глубинными бомбами/торпедами на подвеске и надувными посадочными баллонами); тупоносые и раздутые транспортный (тонна любого груза через заднюю аппарель) и высадочный (десять человек с полной выкладкой или легкая гаубица/тяжелый миномет через боковые двери); амфибийные корпуса-лодки для высадки разведгрупп и ведения спасательных работ со своим оборудованием (кронштейнами оружейных подвесок или лебедками, сетками и поисковыми прожекторами); наконец, "табуретка" -- трубчатая трехопорная конструкция с дутым пузырем кабины для вертолета-крана на ту же тонну-полторы груза.

Date: 2012-07-14 12:15 am (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
http://www.aviastar.org/foto/gallery/mil/mi-10_13.jpg

http://army-world.ru/wp-content/gallery/ka-226/ka-226-3.jpg

Date: 2012-07-14 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] daddycat.livejournal.com
Да-да-да, два примера совершенно никчемного излишества -- автономные, полноценные вертолеты с процентом модульности 30-35%, которые возят в основном себя самих и немно-о-ожечко полезной нагрузки. Поломался -- ставь на прикол целиком, надо сдать на хранение -- займет ангар целиком.
Здесь же рациональная разбивка функций между частями с процентом модульности не менее 70%. Поломалась силовая часть -- за полчаса-час на загруженный модуль посадим новую, побилась/износилась скорлупа, или просто другой вид ее нужен -- за то же время заменим. При хранении складываем мотохребты, наносим консервационную смазку, натягиваем чехол... И засовываем их в транспортный модуль от двух до четырех штук. А потом этот модуль и прочую пустую скорлупу в зависимости от климата просто кидаем под открытым небом, под тентом, или набиваем в любой сарай сколько влезет.

При этом экстренная перегоночная автономность у того же мотохребта сохраняется за счет откидных опор-сошек под задним винтом, мощной трубы в основе откидного поста управления и мягкого бака-мешка в комплекте. Для особо суровых условий перегонки можно еще прозрачный пузырь прицепить от летающего крана-"табуретки", у хорошего "хозяина" такого вертопарка их должно в сарае по числу мотохребтов валяться -- вещь-то дешевая, штамповка.
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Без кабины оно никуда не денется, вам без нее не обойтись, а если вы хотите сделать сменный модуль легким - то вам придется шасси крепить к мотораме.

Так что от "П" или "Т" (с асимметричной перекладиной) вам никуда не уйти. Зато - абсолютная свобода в конструкции и компоновке модуля. Который может быть хоть просто пустой коробкой за пять рублей, хоть крылом с вооружением, хоть медкабинетом. Главное тут - продольная схема, где изменением соотношения нагрузки на винты можно парировать изменения продольной центровки.

Если же речь о компактности перевозки, и вам мешает кабина - то она может быть и очень легкой, тем более, что электродистанционная система управления не требует жестких тяг и трубок высокого давления. Фактически, кресло с пультом на консоли, да колпак от ветра/дождя. Расстыковывается и пристыковывается одним человеком и двумя замками за пять минут.

Date: 2012-07-14 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] daddycat.livejournal.com
Модуль -- двуслойный стеклопластиковый монокок с заполнением пустот (геодетической или иной сетчатой структурой усиления) пенополиуретаном. В него при формовке между слоями закладываются сверху два стрингера, они же рельсы и крепление мотохребта, крепящаяся к ним U-образная металлическая труба, охватывающая грузопассажирске, объемные отсеки под задним винтом, от которой идет подкрепляющая пол кабины ферма или сложнопрофилированная металлическая же пластина до узла крепления нижнего конца откидного поста управления. На них и крепится шасси -- лыжное трубчатое или трехточечное колесное. Для ударно-противолодочных, узких вариантов сзади напротив одиночная стойка, а спереди поперечная под те же три точки опоры.

Цену и вес модуля эти три профиля и труба заметно не поднимут. А возить с собой вдобавок к полезному модулю полноценный автономный вертолет уже не надо. Тут я уже описал, что для возможности экстренной перегонки довольно усиления трубы, на которой живет управляющий модуль и наличия в составе каждого мотохребта еще двух труб-сошек с узлом крепления под задним винтом и мягкого бака-мешка. А кабину-пузырь, так же упомянутую мной ранее можно взять от "табуретки", летающего крана...

Date: 2012-07-13 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Глобально да, продольники к изменениям продольной центровки сравнительно лояльны, так что можно пофантазировать.

Date: 2012-07-13 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] daddycat.livejournal.com
Тем более!!! То есть оптимизировать по грузоподъемности-размеру-массе, подобрать гамму модулей, и вперед!

Я, пожалуй, для какой-нибудь технокниги приберу себе идею...

Date: 2012-07-13 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
http://www.aviastar.org/foto/gallery/sikorsky/sik_s-64_1.jpg
- чего только не подвешивали... Даже бомбу девятитонную.

Date: 2012-07-13 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] daddycat.livejournal.com
Хорош, но с той же бедой. Слишком много "самого себя" таскает...

А в перечне модулей я забыл помянуть еще чисто цивильные пассажирский комфортный человек на восемь с багажом и удобными креслами, летающий офис на четверых, сельхозвариант с опрыскивателями, летающая съемочная площадка, плюс военные соответственно летающий КП, машину РЭБ. Остальное можно добрать разнообразными комбиноциями вышеперечисленного и индивидуальными заказами :)

Для того же, чтобы мотохребет сохранял перегоночную автономность, достаточно трубу, на которой живет пост управления, сделать достаточно прочной, а к ней добавить еще две алюминиевых трубы-"сошки" на шарнире под кормовым винтом. Трех точек опоры достаточно для взлета и посадки, а открытая кабина... Так это режим не штатный.

Зато представляем себе "бегство янки из Сайгона" в исполнении этих машин. Пока беженцы высаживаются из модуля, палубная команда сдергивает и складывает мотохребет, а опустевшую скорлупу отправляет за борт на привязи, где уже болтаются, как связка сосисок, ее предшественницы... Потом будет время их выловить, сполоснуть и убрать на хранение. А в любой момент у нас опять сколько угодно вертолетов :)

Date: 2012-07-13 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com
ссылочка по вашей части http://jakobin1793.livejournal.com/13010.html?style=mine#comments

Date: 2012-07-13 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Ага. Именно в шушпанцер я как-то про него писал уже, года четыре(?) назад. Должно быть, если не выпилили.

Date: 2012-07-14 12:18 am (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
Да, было. Ох какие молодцы! Даже маскировочные беретики "Голани" сделали и надели. :)

Profile

strangernn: (Default)
strangernn

March 2022

S M T W T F S
   1 2 3 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 14th, 2025 11:47 pm
Powered by Dreamwidth Studios