strangernn: (Default)
[personal profile] strangernn

первый прототип Д-2. Обратите внимание на то, как написано имя... (кликабельно)

При чтении большинства версий биографии Николая Ивановича Дыренкова - остается совершенно непонятным вопрос о том, как мог так долго действовать в СССР авантюрист, не выдавший на-гора ни одной (кроме анекдотичной Д-8) относительно массовой машины? Возможно ли это? Вся история говорит нам что ответ должен быть "нет", значит...? Значит, что мы чего-то не знаем. Например того, что бронедрезины Дыренкова состояли в массовой серии (более 30 штук только самой тяжелой, Д-2), выпускались несколькими заводами и стояли в строю до конца 40-х годов, как минимум. Так что если в автобронетанковой сфере Дыренков и не оставил по себе хорошей памяти, то в железнодорожной броне - показал себя как автор пусть и несколько сыроватых (об это речь ниже), но вполне успешных образцов боевой техники.


Прототип после устранения недостатков. Заодно и "Вячеслав" написали правильно (кликабельно)

Самым значительным вкладом Дыренкова стал вышеупомянутый самоходный мотоброневагон Д-2 , оснащенный двигателем Геркулес в 93 лошадиных силы и оригинальной КПП конструкции самого Дыренкова, с четырьмя скоростями и реверсом. Бронекорпус с толщиной листов 10-16мм надежно защищал машину от пуль и осколков - а вооружение было, без преувеличения, весьма и весьма мощным. В двух башнях размещались 76.2-мм противоштурмовые пушки обр.1913 года (предтечи полковушек обр.1927) со спаренными пулеметами ДТ-29, третий пулемет ДТ находился в поворотной командирской башенке (от танка МС-1, кстати), а основным пулеметным вооружением были четыре(!) пулемета "Максим", расположенные попарно по бортам корпуса.


Д-2 в немецких руках (кликабельно)

По итогам испытаний в конструкцию бронедрезины внесли множество изменений, основными из которых можно считать заметное увеличение размера корпуса (для улучшения обитаемости и автономности), отказ от вращающейся командирской башенки и замена ее на неподвижную рубку, установку на одной из башен зенитной установки из двух пулеметов "Максим" (всего, значит. их стало шесть(!)), а самое главное - "короткие" пушки были заменены на полноценные дивизионки обр.1902/30 годов.


Д-2 брянского производства (кликабельно)

Плюс к тому, двигатель Геркулес заменили на 90-сильный ярославский мотор, внесли много усовершенствований в трансмиссию, оснастили бронедрезины радиостанциями и так далее. В итоге объем переделок оказался довольно значительным. что заметно задержало поступление бронедрезин на вооружение войск НКВД по охране железных дорог. Вместо запланированного срока - конца 1932 года, - первые машины с завода Можерез поступили только в середине 1933 года, а более-менее в товарных количествах пошли только к его концу. Всего в Москве было построено 15 бронедрезин Д-2 серийного типа. Коломенский же и Калужский заводы попросту сорвали выполнение заказа и были от него в конце-концов освобождены. Их объемы были переданы в Брянск, на завод "Красный Профинтерн", который и выпустил еще 15 бронедрезин, завершив их выпуск в июле 1934 года.


Д-2 производства завода "Можерез" (кликабельно)

Еще в начале 1933 года, когда только началась сдача серийных Д-2 заказчику, УММ РККА отказалось от использования мотоброневагонов конструкции Дыренкова для вооружения бронепоездных частей Красной Армии. Проведенные испытания показали, что серийные Д-2 плохо вписываются в кривые железных дорог, сложны в обслуживании (например, для капитального ремонта коробки перемены передач и двигателя приходилось снимать башни и верхнюю часть корпуса), их трансмиссия ненадежна и требует частой регули­ровки. Поэтому УММ РККА приняло решение передать все изготовленные серийные Д-2 транспортному отделу ОГПУ, который к этому времени уже имел в своем распоряжении мотоброневагоны Д-З, Д-6 и опытный образец Д-2. На эти бронеединицы возлагалась охрана и оборона железнодорожных объектов в приграничных районах Советского Союза. Организационно мотоброневагоны входили в со­став рот МБВ - 3 единицы плюс бронепаровоз - и могли действовать как самостоятельно, так и в составе бронепоезда. В феврале 1939 года роты мотоброневагонов вошли в со­став созданного Главного управления войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений

Всего в годы Великой Отечественной было потеряно в боях семь мотоброневагонов Д-2, которые были отремонтированы немцами, охотно включавшими их в состав своих бронепоездов. А те броневагоны, что сумели пережить войну - продолжали нести службу вплоть до физического износа, до конца 40-х годов.

© большинства фото и небольшой части текста: М.Коломиец, "Отечественные бронедрезины и бронемотовагоны"


+ бронедрезина Д-2 со следами повреждений в составе поезда.
+ Д-2 с торца. Хорошо видна зенитная установка
+ накопал эпизод боевого применения Д-2:
Тем не менее 3‑я танковая группа продолжала продвигаться в глубь советской территории. Через Ржев, Калинин и Клин её танки наступали на Москву, охватывая её с севера. В конце ноября 1941 года подразделения 56‑го танкового корпуса (6‑я и 7‑я танковые и 14‑я моторизованная дивизии), нанося удар в слабое место обороны советских войск – стык между 30‑й и 16‑й армиями, вышли к каналу Москва‑Волга. Боевая группа под командованием полковника Мантойфеля (6‑й стрелковый полк и 25‑й танковый полк) в ночь на 28 ноября завладела мостом в Яхроме, закрепилась на правом берегу канала и начала продвижение в сторону Дмитрова, где находились армейские штабы. Командующий 1‑й ударной армией генерал‑лейтенант В. И. Кузнецов бросил против прорвавшихся немецких танков единственную реальную силу, оказавшуюся у него в распоряжении в тот момент, – бронепоезд № 73 войск НКВД по охране железных дорог. В состав бронепоезда входили бронепаровоз и два мотоброневагона Д‑2, вооружённых двумя 76‑мм пушками каждый. Выйдя к мосту, бронепоезд открыл огонь. Сразу же загорелись три танка Pz.38(t), остальные открыли огонь прямой наводкой. Для более успешного маневрирования и увеличения сектора обстрела командир бронепоезда капитан Ф. Д. Малышев приказал отцепить один мотоброневагон и вывести его на параллельный путь. Теперь немецким танкистам приходилось вести огонь по двум целям. Им, однако, удалось подбить бронепаровоз, а один мотоброневагон был вынужден отойти на станцию Дмитров. После быстротечного ремонта он вернулся на поле боя, который продолжался до темноты. Немцы потеряли в этом бою 12 танков, 24 автомашины и не менее 700 солдат и офицеров. 29 ноября контратакой 123‑го и 133‑го отдельных танковых батальонов, 29‑й и 44‑й стрелковых бригад при поддержке артиллерии немцы были отброшены на западный берег канала и 30 ноября, истощив свой наступательный потенциал, перешли к обороне.
Я так понимаю, что после поражения бронепаровоза - передвижение основного бронепоезда обеспечивалось сцепленным с ним мотоброневагоном Д-2. Оказывается, он мог, если припрет, хоть как-то, но таскать две бронеплощадки и бронепаровоз!

Date: 2011-02-12 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
От Спасибо! как раз вчера думал стоит ли написать, чтоб напомнить.)

Profile

strangernn: (Default)
strangernn

March 2022

S M T W T F S
   1 2 3 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 04:50 am
Powered by Dreamwidth Studios