strangernn: (Default)
[personal profile] strangernn

Airborne Motor Scooter (Cushman модель 53, кликабельно)

Почему не жалко? Потому что у техники для ВДВ есть одна грустная особенность: она, по большому счету, одноразовая. Даже если не считать потерь при десантировании - про эвакуацию и ремонт поврежденного оборудования и говорить не приходится. Поэтому весьма немаловажным фактором, определяющим конструкторские подходы к десантной технике является цена вопроса. Естественно, умеющие считать деньги американцы тут оказались на высоте.


Еще до войны в США был создан неплохой аппарат для ВДВ, Airborne Motor Scooter фирмы Cushman, модель 53, а к 1944 году американская армия закупила 4734(!) таких мотороллеров по цене, от $ 132 до $ 140 различных производственных серий. Цена, как вы понимаете, небольшая, даже с учетом того, что довоенные доллары были потяжелее нонешних. Причем, прошу заметить, еще до войны американцы поставили в строй не суперминибайки, на которых и сидеть-то непонятно как, а вполне приличного размера машины, пригодные не только для того, чтобы перевозить солдата (а то и двух, если надо), но и таскать немалую тележку с разнообразным вооружением и амуницией.


Вот, например: прицеп M3A4 Utility Hand Cart с довольно тяжелым пулеметом, боекомплектом к нему и, кажется, еще и запасом воды для охлаждения ствола. Я так понимаю, что даже без учета веса самой тележки - под сотню килограммов набегает. На руках-то не потаскать, про перемещение на приличные дистанции и речи нет. В такой тележке перемещались и боеприпасы, и всякое такое прочее.

Мотороллер был удивительно прост по конструкции: рама машины собиралась из простых и дешевых профилей, расход дорогостоящих фасонных элементов был минимален, сварка, штамповка и всё такое. Простенький двигатель объемом 125см³ мощностью 4,6л.с. мог таскать мотороллер со скоростью до 50км/ч. С т.з. весовой эффективности конструкция отвратительна, но - дешево. А кроме того, если не врут, машинка весом около ста килограммов могла десантироваться на обычном пехотном парашюте (благо, вес как раз, вровень с десантником), а ее прочность была достаточна для того, чтобы машинка не разваливалась даже после посадок на частично открывшемся или даже не открытом вообще парашюте (на одном вытяжном). Причем, даже в помятом виде машинка сохраняла работоспособность.


Airborne Motor Scooter (Cushman модель 53А, кликабельно)

В ходе войны мотороллер был модернизирован, он получил нормальную фару и дополнительный тормоз на переднее колесо, видимо, тормозить груженый аппарат, да еще с прицепом было непросто. Но подвески ему так и не досталось, пружины под сидением десантнику должно хватить.

В бой мотороллеры пошли во время высадки в Нормандии, как минимум - в руках бойцов 82-й и 101-й воздушно-десантных дивизий, где их использовали для связи, разведки и охранения. Сохранилось довольно приличное количество фотографий бойцов и механиков американских ВДВ, где они всячески развлекаются с этими скуттерами.


Самое удивительное, что до нонешнего времени сохранилось довольно приличное количество таких мотороллеров, их после войны американцы распродавали по цене металлолома, которые пользуются популярностью у всяких фанатов. Цена на такие жестянки на аукционах доходит в Европах до €9000-12000 (это если нулёвый, с консервации)! И ведь ездят, и очень даже неплохо.
дополнительные фотографии:
Cushman 53А без фары. Все остальные элементы на месте.
Фото с современного слета ценителей. На заднем плане послевоенная гражданско-облагороженная версия.
• Восстановление машины: двигатель, рама с КПП, машина в сборе.
Рекламный плакат модели 53А (и его оборотная сторона)
Солдат 101-й дивизии на мотороллере.
P.S. в курсе, что есть еще огромное количество фотографий машины, это и неудивительно. Скуттер Cushman 53, наверное, самое массовое специально-десантное средство Второй Мировой.

Date: 2010-01-12 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] morgen-schtern.livejournal.com
Какой трэш, вот откуда япошки идею скутеров содрали.

Date: 2010-01-12 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Собственно, еще до войны мотороллеры были достаточно массовым продуктом как в США, так и в Европе. Да и после войны - ого как в Европе их клепали! "Два колеса, два сердца и один мотор" - знаете такое?

Где именно японцы уцепили и раскрутили идею - вопрос спорный.

Date: 2010-01-12 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] morgen-schtern.livejournal.com
Так ведь то классические мотороллеры-а это по современной терминологии скорее мокик.

Date: 2010-01-12 09:48 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Честно говоря, никогда не понимал разницы. Ж8-)))

Кстати, та же контора, Cushman, клепала ровно такие по начинке, но облагороженные внешне машинки в качестве почтовых-развозных-и_так_далее - с начала 30х годов...

Date: 2010-01-13 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
и трёхколёсные?

Date: 2010-01-13 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Всенепременно (это военный вариант тележки мороженщика, кстати), и вплоть до. Ж8-))

Date: 2010-01-14 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
про полицейский трёхколёсник у фирмы - не знал, а про мороженщика знал, каюсь, но зачем Армии такое?

Date: 2010-01-14 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Хм.. Боекомплект (патроны) по аэродрому развезти, запчасти, ту же почту по военной базе - да мало ли что еще...?

Date: 2010-01-12 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] john-jack.livejournal.com
Японцы начинали вообще с подвесных моторов к велосипедам.
А мотороллер от прочего мо* отличается именно компоновкой с поликом под ногами. Сабж - очень даже мотороллер.

Date: 2010-01-13 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] e-c-r-d.livejournal.com
Реклама Веспы?

Date: 2010-01-13 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
высылаемая авиапочтой.)

Date: 2010-01-13 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] e-c-r-d.livejournal.com
Ага. Как-то нехватало двух-трёх базук, торчащих из перемётной сумы :)

Date: 2010-01-13 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Не забегайте вперед!! Ж8-))

Re: Кидай, чего не жалко!

Date: 2010-01-13 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] el-coyote.livejournal.com
Производить-то производили да только популярнее были легкие мотоциклы-из-за проходимости...

Date: 2010-01-12 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] john-jack.livejournal.com
Мопеды рулят. А передняя подвеска тут таки есть.

Date: 2010-01-12 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
По-моему, таки нету. Посмотрите на первую фотку, где модель без "А". У модели же 53А - мне кажется за упругую подвеску вы приняли какие-то части тормоза.

Date: 2010-01-13 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] john-jack.livejournal.com
Да, посмотрел ещё раз - у 53 действительно вилка жёсткая, но у 53А подвеска таки есть. Рычажная, ось качания рычага - перед осью колеса, а упругий элемент - витая пружина. На третьем фото видна во всех подробностях.
На оборотной стороне плаката эта же подвеска показана с подписью Knee Action. На плакате есть и передняя и задняя подвеска, у военной же модели 53А - только передняя совершенно аналогичной конструкции, зад жёсткий.

Date: 2010-01-13 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Да, вижу. Хм... Везде пишут, что не было.

Date: 2010-01-13 09:54 pm (UTC)
From: [identity profile] john-jack.livejournal.com
Можно допустить, что или это такая вот хреновая подвеска, или же эта якобы 53А - сборная солянка или переходная модель.

Date: 2010-01-13 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] gur64.livejournal.com
"А кроме того, если не врут, машинка весом около ста килограммов могла десантироваться на обычном пехотном парашюте (благо, вес как раз, вровень с десантником), а ее прочность была достаточна для того, чтобы машинка не разваливалась даже после посадок на частично открывшемся или даже не открытом вообще парашюте (на одном вытяжном). Причем, даже в помятом виде машинка сохраняла работоспособность."

Сдается мне, что, как и английский вариант, девайс десантировался в контейнере с некоторыми противоударными приспособлениями.
"Скуттер Cushman 53, наверное, самое массовое специально-десантное средство Второй Мировой."
Судя по цифрам, от британского Экцельсиора, он не очень сильно отличается.
А кроме ВДВ он нигде больше не засвечивался?

Date: 2010-01-13 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com


Без контейнера они падали. Стропы узлом за раму в двух точках, и вперед. Ж8-)) Так дешевле.
(deleted comment)

Date: 2010-01-14 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Вечная! Ж8-)

Date: 2010-01-13 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
так они их в 37-ом сделали!? ух ты!

Date: 2010-01-13 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Военную модель? Да. Но, полагаю, большие закупки начались после Пёрл-Харбора.

Date: 2010-01-14 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
нет, это понятно, удивило, что не во время войны придумали, а до "осенило".

Profile

strangernn: (Default)
strangernn

March 2022

S M T W T F S
   1 2 3 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 08:42 pm
Powered by Dreamwidth Studios