strangernn: (Default)
[personal profile] strangernn
Собственно, я несколько лукавлю, присваивая номер "1" этому мобильному банку, появившемуся в США в 1910 году.

Могу поспорить, что еще в средние века до похожих "финансовых киосков" на лошадиной тяге додумались какие-нибудь ростовщики, дело то самоочевидное и достаточно выгодное - работать там, где деньги нужны, а постоянных представительств банков с крепкими каменными стенами еще не построили.

Впрочем, учитывая уязвимость лошадок с последующей обреченностью "банка" - наверное, можно считать их потуги "бета-версиями" или пре-релизами с номерами "0.ххх"?

Но время шло, и к 1910 году идея уже получила материальное подкрепление в виде механической тяги, которая, наконец позволила создать машину и защищенную от посягательств, и способную передвигаться даже вопреки желанию грабителей. Идею эту ухватил David H. Bellamore, запатентовавший в 1910 году такое вот решение.


И не только запатентовал, но и организовал собственную контору по производству запатентованных "банкоматов", которые, надо признать пользовались определенным успехом у банкиров.

В качестве шасси он использовал более чем традиционные грузовики и автобусы - например, 20-и сильный Type XXI Autocar и даже более мощную версию с 40-сильным мотором. Предлагались и варианты на базе обычных грузовиков, - короче, предприятие предлагало реализацию запатентованной идеи на любом доступном заводику шасси.

И, что бы вы думали? "Клиент пошел"! Поскольку по тогдашним технологиям человек на выдаче денег должен был присутствовать обязательно, - то вариант с заряжаемыми наличкой поутру, и затем отправляемых по местам деньгобудок был вполне разумен и работоспособен.

Правда, тогдашние шасси позволяли всего около 2.4мм бронирования для будки, но от уличной шпаны с револьверами, заряженными бессердечниковыми, а часто даже и безоболочечными пулями и такая жестянка защищала достаточно надежно.

Впрочем, даже если поднатужиться на винтовку и застрелить кассира сквозь броню - то такую сталь, как у этой будки не вдруг сумеешь вскрыть.

Интерьер банкомата был тоже достаточно продуман, - и работать кассиру было удобно, и в случае нападения нырнув под стол и задвинувшись стулом - он надежно укрывался от возможных выстрелов сквозь решетки.

Правда, сдается мне, что присутствовал в идее некоторый изъян... Какой? А вот если по нужде припрет кассиру, как ему быть, куда бежать? Биотуалетов еще не придумали, кондиционеров тоже, а ведро (даже плотно закрытое) к концу смены будет источать такое амбре, что потенциальные клиенты на другую сторону улицы перейдут.

Так что как они там выкручивались - не знаю. Полицейских подзывали, наверное, для прикрытия процедуры покидания машины?

Все фотографии кликабельны!

P.S. Я всегда подозревал, что внутри банкоматов сидят такие маленькие, специально выведенные кассиры, причем непременно - со счетами!!

Date: 2011-07-29 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] borianm.livejournal.com
Надо предложить возродить подобное другу банкиру.

Date: 2011-07-29 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Хм. А срок патентной защиты идеи кончился?

Date: 2011-07-29 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] borianm.livejournal.com
За 100 лет однозначно истек.

Date: 2011-07-29 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Тогда с вас фоторепортаж, как сделают!

Date: 2011-07-29 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Когда я участвовал в разработке мобильного отделения сбербанка, мы все это учли и сделали туалет в изолированной выгородке, даже с умывальником, и бензогенератор в стальном ящике внутри бронированного объема с выводом выхлопа наружу, и кабель питания, чтобы не гонять генератор там, где есть розетка, и закрывающееся помещение для клиента, чтобы снаружи не было видно (и слышно) кто сколько получает. Получилось довольно элегантно, правда за базу пришлось взять Форд Транзит "Джамбо", в Газели было бы тесновато.

Date: 2011-07-29 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] leshij-frir.livejournal.com
Могу поспорить, что еще в средние века до похожих "финансовых киосков" на лошадиной тяге додумались какие-нибудь ростовщики
Все маркитанты были и ростовщиками и купцами. И следовали за армией на обычных фургонах.

Date: 2011-07-29 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] fon-rotbar.livejournal.com
Класс!

Date: 2011-07-30 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Не знаю, будет ли это кому-то интересно, но вот как выглядела машина, в разработке и постройке которой я принимал активное участие в 2005 году.

Image (http://alex-ak.users.photofile.ru/photo/alex-ak/96603627/xlarge/124830683.jpg)
(кликабельно)

Изделие называется Лаура-29801, разработано и построено в количестве по крайней мере двух опытных экземпляров (впоследствии, возможно, строилась серийно, я просто не знаю), прошло испытания. Заказывал Новосибирский филиал Сбербанка для обслуживания отдаленных населенных пунктов, в которых были ликвидированы стационарные сберкассы.

Еще есть листовка (http://akodus.nm.ru/files/Laura-29801_POK.pdf), которая была сделана для выставки. Там весьма подробное описание и схема расположения машины. Думаю, что это не очень секретная информация.


Дальше все снимки кликабельны
Image (http://alex-ak.users.photofile.ru/photo/alex-ak/96603627/xlarge/124830684.jpg)
Image (http://alex-ak.users.photofile.ru/photo/alex-ak/96603627/xlarge/124830685.jpg)
Снимки сделаны на Дмитровском полигоне во время сертификационных испытаний

Image (http://alex-ak.users.photofile.ru/photo/alex-ak/96603627/xlarge/124830686.jpg)
Так выглядит вход в машину для клиентов. В помещении клиента имеется освещение, сиденье, место для сумки. Внутрь можно подняться по лесенке и закрыть за собой дверь. Отсек для клиента не бронирован, в отличие от помещений для персонала.
Image (http://alex-ak.users.photofile.ru/photo/alex-ak/96603627/xlarge/124830688.jpg)
Так выглядит вход в машину для персонала. Бронированная дверь открыта. Слева от нее видна квадратная бронеплита, закрывающая снаружи отсек генератора. Сама сдвижная дверь не бронирована. Полностью (как на фото) она открывается только для демонтажа или обслуживания генератора, а обычно сдвигается только на ширину бронированной двери.

Интерьеры машины
Image (http://alex-ak.users.photofile.ru/photo/alex-ak/96603627/xlarge/124830689.jpg)
Тамбур. В нем расположен генератор в бронированном ящике. Если в экипаж включается охранник, то на этом ящике устанавливается складное кресло для него. Справа открытая броневая дверь в помещение операциониста, слева - дверь на улицу.

Image (http://alex-ak.users.photofile.ru/photo/alex-ak/96603627/xlarge/124830690.jpg)
Помещение операциониста с бронестеклом и лотком для передачи денег. Кресло привинчено к полу. На столе и под ним имеются крепления для оргтехники. Помещение имеет две системы освещения - на 12 и на 220 вольт.

Image (http://alex-ak.users.photofile.ru/photo/alex-ak/96603627/xlarge/124830691.jpg)
Вид из помещения операциониста в тамбур. В левом нижнем углу виден привинченный к полу сейф.

Image (http://alex-ak.users.photofile.ru/photo/alex-ak/96603627/xlarge/124830692.jpg)
Вид с места операциониста

Image (http://alex-ak.users.photofile.ru/photo/alex-ak/96603627/xlarge/124830693.jpg)
Интерьер санузла



PS. Если это представляет интерес, можете на основе этой информации сделать отдельный пост. Вроде бы неплохой шушпанцер получился, а?

Date: 2011-07-30 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Я тут ниже по ветке запилил комментарий (http://strangernn.livejournal.com/425921.html?replyto=8377281) с фотками и описанием нашей передвижной сберкассы, можете глянуть.

Вау, какая прелесть!

Date: 2011-07-30 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Однако, полагаю что лучше вас я про нее не напишу всяко - вы же машину знаете несравнимо лучше. Может быть, вы ее сами в шушармор?

Re: Вау, какая прелесть!

Date: 2011-07-30 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Да, в шушармор надо сделать. Видите ли, у меня сохранилось очень мало фотографий хорошего качества. В общем-то все приличное, что удалось отобрать, я и выложил. Фото интерьеров сделаны буквально перед отправкой опытного образца на испытания. Из-за нервозной обстановки в фирме обстоятельно отснять не успели, а снимки с официальной фотосессии тоже получить не удалось. И инструкция по эксплуатации у меня сохранилась только бумажная, электронный вариант неполный. Надо будет отсканировать тогда уж и ее, перед тем как писать статью.

Date: 2011-07-31 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] 69demon69.livejournal.com
Сделано грамотно, но, по всей видимости, цена вопроса оказалась непомерной. Перфекционизм, мать его ети (((. На себе испытал...

Date: 2011-08-01 04:47 am (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Может быть, хотя как посмотреть. Дорогая базовая машина - это да. Стоимость бронирования и отделки интерьера не превышает аналогичного показателя для "Газели", а инкассаторские "Газели" Сбербанк заказывает в количестве 100500 штук ежегодно. Что там еще из того, чего нет в обычном инкассаторском фургоне? Стол, стул, туалет, бронированное окно с лотком, генератор, сейф. На самом деле, по-настоящему дорогая только последняя позиция. Мы потом, после испытаний, вообще подумали, что надо было наверное брать за основу автобус ПАЗ. Было бы просторнее, прочнее, намного дешевле и проходимость лучше. С учетом того, что основное назначение машины - поездки в Ново-Ебенёво в любой сезон и любую погоду, это тоже важно.

Date: 2011-08-01 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] 69demon69.livejournal.com
ПАЗик-то? Он сам по себе поболе четырех тонн весит, а с броней наверное все восемь будет. Для него это значение близко к полной массе, т.е. все агрегаты постоянно будут работать на пределе, да и несущему кузову автобуса (а он у ПАЗа именно несущий) навешанные бронелисты долголетия не добавят. А расход топлива, а проходимость при такой-то массе?
Тогда уж лучше "Садко" какой-нть забронировать, или, чего уж мелочиться, сразу "Урал" ))).

Date: 2011-08-01 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Собственно говоря, все это относится и к "Транзиту". Гражданские спецавтомобили бронируются в пределах грузоподъемности базового шасси, поэтому агрегаты у них в любом случае работают на пределе. Бронировка "Транзита" (+сейф) весила почти две тонны, что как раз составляет его грузоподъемность. Транзит, кстати, не намного более рамный, чем ПАЗ - два гнутых лонжерона из 2-мм листа, вваренные в штампованное днище - не рама. Тем более, что бронекорпус мы делали интегральный, а вовсе не "навешанные бронелисты", он не создает нагрузки на несущую структуру кузова, а усиливает ее. У броневиков на базе короткой "Нивы", которые растягивают на 500 мм и закрывают заднюю часть пластиковым обтекателем, интегральный бронекорпус вообще служит основным элементом жесткости шасси.

Недостаток автобуса - большая площадь бронировки при ненамного бОльшей грузоподъемности, и это даже если бронировать не весь корпус, а только офис кассира и кабину (внешний вид это не изменит - за тонированными стеклами скроется и броневой ящик внутри, и бойницы). Особенно тяжелыми получаются огромные лобовые стекла. Но "Садко" будет еще хуже - как и у всех машин с арочными баллонами, у него снижена грузоподъемность (всего 2 или 2,3 тонны) и устойчивость. Ну а "Урал" это уже совсем ультимативное решение, просто слишком дорогое в эксплуатации. Вот еще идея: насчет грузовика вы правы, под бронированный офис конечно надо шасси не 2,5-тонное от ГАЗ-53, а 5-тонное, например от "Бычка". Такие машины (бронированные фургоны) производились серийно и Росинкас их использует. Так что надо было бы подумать об оборудовании мобильных банковских офисов на базе уже разработанного и сертифицированного бронированного фургона, имеющего, к тому же, резервы по грузоподъемности и мощный дизельный мотор.

Date: 2011-08-01 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] 69demon69.livejournal.com
Про "Урал" это шутка была, если чо ))). Хотя... для некоторых медвежьих углов он, может, и сгодился бы. Тем более под него есть разные бронекабины, правда весьма брутального вида, потому как они по заказу вояк разрабатывались. Зато выковырнуть их оттуда только чем-нть крупнокалиберным возможно ))). Ну а будку можно обычную инкассатарскую поставить подходящего размера.

Ну а "Бычок" (кстати, его грузоподъемность 3 тонны, а никак не 5) придется лебедкой оборудовать с его-то проходимостью ))). Кроме того, ЕМНИП, есть вариант "Садко" грузоподьемностью 4 тонны с двускатными задними колесами и дорожной резиной. Проходимость, конечно не та, но, думаю, всяко лучше, чем у "Транзита". В эксплуатации он дешевле будет обычного "Садко" - дорожная резина как-никак: меньше сопротивление качению, больше ресурс. Да и деньговозы на базе 3307 уже строились в свое время, так что и по бронированию кабины наработки имеются.

Date: 2011-08-01 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Хм, я почему-то считал "Бычок" пятитонным. Блин, даже у "Валдая" г/п больше. Кстати, на "Валдай" подойдет штатный раскрой брони и стекла от "Газели". Вот деньговозов на базе 3307 не видел, у нас они не встречаются. Есть еще КамАЗ, но это вариант такого же плана, как "Урал" (юмор я понял :)

Date: 2011-08-01 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] 69demon69.livejournal.com
"Валдай" - 3,5 тонны и те же проблемы с проходимостью, что у "Бычка" и "Газели".

А раз уж заказчик полет нашей инженерной мыслИ своими дурацкими меркантильными соображениями не сдерживает, то к "Уралу" давайте сзади приделаем подъемник с электроприводом, нечто вроде "лопаты" (так в народе задний гидроподъемный борт импортных грузовиков называют), только не во всю ширину кузова. Ведь целевая аудитория подобной машины в глубинке кто? Правильно, старушки - божии одуванчики, а им по трапу на высоту 1,4 м карабкаться как-то не с руки ))). А электропривод вместо гидравлики, чтобы для каждой старушки всякий раз движок не заводить (у нас же на борту ВСУ есть, верно?).

А кабину либо такую:
http://s48.radikal.ru/i120/0812/2e/14499a401464.jpg
либо такую ))):
http://trucks.autoreview.ru/archive/2008/10/bronevik/psd/IMGP0400_750.jpg
очень уж она мне нравится )))

А деньговозы на базе 3307 делали в нижнем в конце 90-х - начале 2000-х, правда, в небольших количествах (по городу "Бычок" или "Газель" выгоднее, а если нужна тяжелая машина, то более надежный "КамАЗ" предпочтительнее)

Но в любом случае подобная "самоходная сберкасса" на каком угодно шасси не окупится никогда. Это скорее социальный проект. Хотя и нужный.

Date: 2011-08-01 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Да, вторая кабина брутальная. Первая выглядит поцивильнее, такой вариант "полускрытого" бронирования. А вот идея с "лопатой" требует доработки - бабушкам будет стрёмно подниматься на такой площадке без ограждения. Можно придумать лифт, у которого направляющие заканчиваются во всяком случае не ниже уровня осей, но кабина имеет возможность опускаться до земли. И в нем окно напротив окошечка кассы.

Насчет окупаемости - нас уверяли, что содержание небольшого парка машин такого типа, как наша, выгоднее, чем содержание сети отделений банка в небольших населенных пунктах.

Date: 2011-08-01 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] 69demon69.livejournal.com
1. Угу, именно что брутальная! Одним своим видом распугивает потенциальных "расхитителей капиталистической собственности". К тому же выдерживает взрыв под собой даже и противотанковой мины. В ситуации, когда основой товарно-денежных отношений общества станут не цветные фантики (т.н. "деньги"), а истинные ценности (тушенка, патроны), это ее качество может стать определеяющим.

2. Насчет "лопаты": подразумевалось, что она будет оснащена подпружиненными автоматически раскладывающимися двусторонними ограждениями, ибо вылезать из защищенного пространства, чтобы их разложить-сложить противоречит всем и всяческим инструкциям для инкассаторов. Просто лень было писать, думал, что Вы сами догадаетесь ))). Что касаемо лифта, то он зверски увеличит задний свес машины, а значит ухудшит проходимость, да и просто дорог, зараза!

3. Сейчас имеется устойчивая тенденция к сокращению мелких отделений Сбербанка, а так РКЦ ЦБ РФ, так что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", в силу чего подобные автомобили - на самом деле чистая благотворительность.

P.S. к п.1 Я не являюсь ушибленным на всю голову адептом БП (Большого Пиздеца), посему к п.1 прошу отнестись с юмором.

Date: 2011-08-02 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
1) Да, юмор я оценил :)

Profile

strangernn: (Default)
strangernn

March 2022

S M T W T F S
   1 2 3 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 11:25 am
Powered by Dreamwidth Studios