strangernn: (Default)
[personal profile] strangernn

Fowler Landliner RV41 (кликабельно)

В смысле, железных дорог почти нет. Не выдерживают они конкуренции с обычными дорогами - по прямым как стрела шоссе через всю Австралию чего только не мчится - и автопоезда с десятком прицепов, и всякое разное. Но во второй половине 40-х годов там бегал один из самых удивительных по конструкции автобусов, аналогов которому я не то что найти, а и придумать-то не могу! И если вы думаете, что его необычность ограничивалась необитаемым тягачом - то вы очень сильно ошибаетесь...


Fowler Landliner RV41, вид спереди.
Хорошо видно, что водитель сидит прямо за лобовым стеклом (кликабельно)

Мало того, что автобус целиком представлял собой полуприцеп при этом необитаемом тягаче, так еще и полуприцеп был не просто так, тележка с сидениями, - а еще и активным. Да-да, колеса полуприцепа вращал отдельный мотор, ровно такой же, как в тягаче Ford V8 (полагаю, что в версии объемом 136 кубических дюймов и с мощностью 85л.с.). Такое решение позволило конструкторам из Fowler Constructions Pty Ltd не только сэкономить на покупке мощных моторов, обойдясь недорогим мейнстримом, но и максимально обжать конструкцию моторных отсеков вокруг довольно компактных двигателей.

К сожалению, я не знаю мог ли один из двигателей (задний, скорее всего) планово выключаться при движении с малой нагрузкой. Но, полагаю, с т.з. экономичности это было бы, как минимум, разумно.


Испытания-демонстрация машины "в голом виде" (кликабельно)

Разумеется, никаких жестких тяг в системе управления подобным аппаратом быть не могло. Все исполнительные механизмы (включая рулевое управление) приводились в действие через гидравлические приводы, гибкие шланги которых и связывали органы управления у водителя с исполнительными механизмами.

Тормозная система была двухконтурной, с раздельными контурами у тягача и у прицепа, плюс к тому - прицеп имел аварийную пневмогидравлическую систему торможения.


на улицах города (кликабельно)
если кто узнал памятник - скажите, какого именно.

Однако, это изящество конструкции сослужило автобусу плохую службу. Уже через год после первого выезда автобус вписался при обгоне в молоковоз, что послужило поводом для истерики в парламенте штата Виктория об опасности гидравлической системы управления. Впрочем, расследование показало, что автобус и не мог не врезаться, и что виной тут авантюризм водителя, - но депутаты делали карьеры... В конце 1947 года парламентский комитет штата Виктория по транспорту рекомендовал переоборудовать машину на механическое управление, но владельцам, пускай и с трудом, но удалось отбиться от депутатских наскоков, доказав надежность системы при регулярных осмотрах.


А это Fowler Landliner F1 (кликабельно)
выпотрошенная версия

Впрочем, я так понимаю, что сложность эксплуатации и прожорливость старинных двигателей их и самих не радовали, так что уже в 1948 году автобус отправился на переоборудование, при котором из полуприцепа убрали двигатель, кабину водителя - в общем, выпотрошили его, как раз, до уровня "тележки с сидениями", - а в качестве тягача придали ему вполне традиционный бескапотный грузовик, превратив уникальную систему в обычный пассажирский трейлер, коих в те года по Австралии бегало несчетно. Правда, экономические показатели улучшились, и довольно заметно - число пассажирских мест стало уже 44 (потом, вообще, 50), расход топлива уменьшился, да и обычный грузовик требовал заметно меньше внимания и денег. В таком виде остатки прежней роскоши эксплуатировались до 1968 года, когда прицеп окончательно переделали в грузовик.
+ демонстрация возможностей автобуса.
+ крупное фото Landliner'a
+ погрузка на ж/д платформу.
+ еще фото с испытаний.

Date: 2011-05-02 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Феерично! Особенно, если учесть, когда это было сделано. Единственный более-менее близкий аналог - это автопоезд Штайнвинтера, но он 1) чисто грузовой, 2) водитель сидит в тягаче, 3) прицеп не активный.

Date: 2011-05-02 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
У меня как-то пробегал очень похожий автобус, но там водитель сидел тоже, фактически, в тягаче. И прицеп там - "просто прицеп".

Date: 2011-05-02 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Ага, помню такого. Буйство инженерной мысли, пир духа :)
Но здесь намного круче. Вынос водителя из тягача и все управление через гидроприводы сразу же повышает шушность вдвое!

Date: 2011-05-04 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] xtz660.livejournal.com
Уфф. Спасибо за напоминание, а то дежавю брыкалось и пиналось.

Date: 2011-05-02 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] kvzh.livejournal.com
Возьму себе. Людям покажу. Интересная штука. Road Train это уже привычно, а это чудо. Сейчас бы на bluetooth или на WiFi сделали)))), а не на гидравлике.

Date: 2011-05-02 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Тащите сколько угодно!

А на беспроводке делать - увольте-с. Проедет рядом дед на убитом запоре с неэкранированным зажиганием - и автобус в кювет (в лучшем случае)? Нафиг такую радость!

Date: 2011-05-02 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] kvzh.livejournal.com
Да это понятно. Я это к тому, что мода существует на технологические решения. Гидравлика->Электопривод с проводами->электропривод без проводов. Хотя гидравлику использовать проще и надежней))

Date: 2011-05-02 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Гидравлику труднее контролировать и резервировать, да и к внешним условиям она менее стойкая. Проводу в хорошей изоляции нифига не будет, а шланг то лопнуть норовит, что где-нитьсальник потечет... Но проще, чем электрические системы, согласен.

Date: 2011-05-02 09:55 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Транспорт, может быть, и не стоит делать с беспроводными каналами управления, но вот промышленное оборудование - вполне получается. Мой приятель строит промышленных роботов с передачей сигналов управления на подвижное звено через радиоканал. Я сначала удивился, но он говорит - это удобно. Вместо сложного многоканального токоподвода - два простейших кольца для передачи питания, а все управление через два копеечных блочка блютус :)

Date: 2011-05-03 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Вот так вот и погибнет цивилизация..... Ж8-((( И я не шучу совершенно. Глобальное снижение надежности систем управления ради повышения удобства для разработчиков - до добра не доведет!!!

Date: 2011-05-03 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] john-jack.livejournal.com
Для глобальной надёжности можно одновременно поставить блютус, ИК и вайфай. Хорошая электроника всяко надёжнее механики или гидравлики, хотя бы потому, что не изнашивается.
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Она не изнашивается, она подыхает мгновенно и без предупреждения. Деградации переходов из-за диффузии атомов никто не отменял - а вот предсказать в какой момент умный и надежный контроллер превратится в кусок мертвого грязного кремния невозможно. Причем, даже не из-за диффузии, а и из-за пробоя китайского кондера в блоке питания - который прекрасно спалит хором и блютус, и ИК, и вайфай.

Трубку гидравлики, хотя бы, (а) можно заложить с избыточными параметрами прочности и (б) - визуально осмотреть, чтобы (в) при появлении сомнений заменить, а с электроникой - остается только молиться на MTBF.
From: (Anonymous)
А ЭДСУ в самолетах? Эрбас, например, их "fly-by-wire"?
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Вы не напомните, сколько там "wire" на каждой линии, и сколько дублирующих друг друга компьютеров? Да плюс постоянная замена всей электроники с запасом, по выработке определенного количества нормочасов без учета состояния. Нет, если для авиалайнера это еще приемлемо по деньгам, то для массового наземного транспорта (работающего в куда как худших условиях) - нунафиг. Голова дороже.
From: (Anonymous)
Согласен с вами, но есть ощущение, что и в автомобилях всё к этому идет - электронная педаль газа, трансмиссия, тормоза, "далее везде". Кажется, лишь рулевое управление пока не лишилось механической связи, по крайней мере, на серийных машинах :)

Date: 2011-05-02 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] biglebowsky.livejournal.com
Re: В смысле, железных дорог нет.

То есть как это нет?!



http://www.frog.org.au/rail_information.html

Date: 2011-05-02 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Спасибо. Но на фоне густоты сети, скажем, в Европейской части России - смотрится бледновато, мягко говоря.

Date: 2011-05-02 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] biglebowsky.livejournal.com
Все население Австралии - 20 млн. человек :-)))

Date: 2011-05-02 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Хм. Только Московская железная дорога (без ведомственных веток и линий на предприятиях) - 13 тысяч километров. Ж8-)))

Date: 2011-05-04 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] d-20-veld.livejournal.com
...а самая длинная прямая-в Австралии:))))
но у вас на кухне-газ...:)))

Почему то вспомнилось
http://s1.ipicture.ru/uploads/101101/5Sb5yLlJ2z.jpg

Date: 2011-05-02 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] biglebowsky.livejournal.com
Re: по прямым как стрела шоссе через всю Австралию чего только не мчится

С прямыми шоссе в Австралии некая напряженка.

Австралия устроена следующим образом: по периметру, гле основная часть населения живет, и где большинство дорог проходит - горы. В середине континента - низменность и сравнительно плоская пустыня.

Да, где-то там, в Симпсоновской пустыне, могут быть "прямые как стрела дороги", но они, скорее всего, будут грунтовыми.
А так, в холмистой / гористой местности, прямую дорогу сделать весьма непросто. Взгляните на карту обсуждаемого штата Виктория - там же сплошные горы!

Date: 2011-05-02 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Да, я смотрел карту и фотографии. По ср. с тем, по чему я тут езжу - почти идеальные прямые. Ж8-))) Все познается в сравнении.

Date: 2011-05-03 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
Меня всегда удивляло, как (не то что Би-дубли), а дорожные автопоезда, с их клиренсом, по грунтовкам до Алис-Спрингса и прочих "углов" доезжают - в период дождей. Не застревая.

Date: 2011-05-02 10:35 pm (UTC)
From: [identity profile] dru4.livejournal.com
Вот с чего рисовали автобусы для Фаллаута! -)) Спасибо! -))

Date: 2011-05-03 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] sergey khazov (from livejournal.com)
В связи с этим хочется вспомнить МАЗ Перестройка
http://www.cardesign.ru/files/comment/part_8/71326_1258539131.jpg

Date: 2011-05-03 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Да, такая же идея, безусловно!

ыапрыр

Date: 2011-11-06 04:44 pm (UTC)
From: (Anonymous)
считаю это идеальное решение для автобуса....думаю в будущем дело именно за такими схемами...во первых, меньше вибраций и шума, идеальные условия для двигателя и трансмиссии, во вторых, центральная посадка водителя....у самого была такая идея автобуса, еще удивлялся, почему не реализована, ведь колесные экскаваторы работают, и что то не частят в сводках ДТП....а если есть вопросы по интенсивности переброски эк с объекта на объект, спросите у любого строителя.

Profile

strangernn: (Default)
strangernn

March 2022

S M T W T F S
   1 2 3 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 02:54 pm
Powered by Dreamwidth Studios