strangernn: (Default)
[personal profile] strangernn

МВТУ-2, штурмует ступени альма-матер (кликабельно)

Пятница - значит пришло время для еженедельной загадки. Как водится, вопросы традиционные: что это, где построено и когда? Сразу скажу, что для внимательного глаза картинка содержит великолепную подсказку, так что не торопитесь!
P.S. Комментарии, как водится, пока скрываю, сам же комментировать версии буду по возможности. Всем удачи, друзья мои!


МВТУ-2, вид спереди (кликабельно)

Я не знаю где и когда советские специалисты увидели американские пневмокатковые машины, - но они им в душу запали, безусловно. Тут и непривычное техническое решение, и с трудом понятное нам сегодня желание "скопировать, как бы чего не вышло", потому что если будет упущено перспективное направление - то кому-то за это придется отвечать. В общем, так или иначе, а в МВТУ имени Баумана (лестница, фонарь... Очень узнаваемое место, по-моему?) на кафедре колесных машин была предпринята попытка (как я понимаю из последующего - при участии специалистов НАМИ) построить и обкатать (в 1958 году) советский пневмокатковый автомобиль.

В качестве "донора" машины МВТУ-2 (а где же МВТУ-1? По логике вещей должна была быть!) был взят трудяга ГАЗ-69, которого перевернули задом наперед. Зачем? Дело в том, что поворотный узел пневмокатковой тележки весьма велик и сложен, - так и вышло, что либо он впереди машины, либо двигатель. Мотору пришлось потесниться.

Что же получилось в результате? Машина массой около двух тонн с практически отсутствующим зазором между колесами могла преодолеть любые, почти, преграды - вот, по довольно серьезной лестнице ползет, и ничего. Впрочем, в ходе экспериментов выявились и другие особенности, не столь симпатичные особенности данного типа шасси. Усилие в поворотах требовалось нешуточное, да и проскальзывание роликов получалось заметным. Что, потенциально, закрывало для пневмокатков все дороги общего пользования. После нескольких сотен поворотов резина протрется до дыр.

Однако, общие результаты были, скорее всего, признаны положительными, и работы продолжились уже в более плотном сотрудничестве с НАМИ. А потом НАМИ пошел дальше, сильно подозреваю, что не без участия выпускников Бауманки построив в 60-х годах целый ряд пневмокатковых машин, и в итоге сумев оторваться от американской концепции - перешли к использованию арочных шин низкого давления. На которых в СССР было создано много колесных вездеходов такого уровня, что американцы на пневмокатках только репу чесали озадачено.


По итогам угадайки: вот сегодня порадовали старика, да... Первым успел [livejournal.com profile] alex_ak, с чем его и поздравляю. Однако, отмечу, что источники иногда очень двусмысленно формулируют, особенно с с датами, ага. В частности, "к" и "в" - означают разное. Ж8-) Следующим был [livejournal.com profile] andyflowers с идеальным попаданием, за ним [livejournal.com profile] raymond_babbitt узнал фонарь, за который и размотал загадку, затем близким накрытием попал [livejournal.com profile] doktorkurgan, неверно приписав машину Горьковскому политеху. У нас тоже полно всего невероятно было построено, в планах есть - но это не местная, увы.

Хочу отметить и [livejournal.com profile] samurai_akbar с [livejournal.com profile] blacker69, которые не опознав машины - тем не менее, увидели в ней продукцию МВТУ. Видимо, какие-то характерные черты?

А в общем - всем спасибо! Такой активности угадывания давненько уже не было, здорово!

Date: 2010-12-16 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] sam-buddy.livejournal.com
Бедный грузовик...

Date: 2010-12-17 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Ну что вы, какой он грузовик?? Маловато будет!

Date: 2010-12-16 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] raymond-babbitt.livejournal.com
Газ-69 на ступенях какой-то московской высотки. По-моему на Котельнической набарежной.

Date: 2010-12-17 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Что, так-таки просто ГАЗ-69??

Date: 2010-12-16 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Похоже, что это МВТУ-2, 1968 год. Одна из четырех построенных в том году опытных машин на пневмокатках. Великолепная подсказка - это морда от ГАЗ-69? Если это оно, тот вот тут (http://www.niism-kb.narod.ru/Download/paper04.pdf) есть фото с другого ракурса. Правда, на этом фото есть передний капот и нет заднего, но я думаю, что это она и есть, так как подвески колес совершенно такие же.

Date: 2010-12-17 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Чистое попадание! Браво!

Date: 2010-12-21 12:13 am (UTC)
From: [identity profile] alex-ak.livejournal.com
Весь прикол в том, что в отличие от большинства угадавших ораторов я вообще не знал, что это за машина. И как выглядит здание МВТУ я тоже не знал :) Могу кратко описать ход мысли. Пневмокатки очень похожи на американские, такие были на малых локхидовских машинах. Но весь остальной антураж, разумеется, советский. Тогда я стал искать, как называлась наша тяжелая грузовая машина на пневмокатках, это был бортовой грузовик с кабиной крайне упрощенного дизайна и двумя четырехкатковыми тележками. Надеялся таким образом 1) понять, не было ли у нас точно таких же катков и 2) через ее индекс выйти на другие разработки с таким шасси. И неожиданно, совершенно случайно наткнулся именно на то, что надо :)))

Вообще идея пневмокатков, конечно, тупиковая. Арочные шины низкого давления имеют почти те же преимущества, но лишены специфических недостатков катков, а так как у нас никогда нет столько денег, чтобы бесконечно долбить в одну точку, то наши вычленили перспективный путь развития гораздо быстрее.

Date: 2010-12-16 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] pasa-v.livejournal.com
за машинку ничего не скажу, но фонарь за ней какой то ужасно родной

Date: 2010-12-16 11:16 pm (UTC)
From: [identity profile] blacker.livejournal.com
Явно в Бауманке это чудо делали.

Date: 2010-12-17 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Да, это правильно! А точнее?

Date: 2010-12-16 11:54 pm (UTC)
From: [identity profile] fvl1-01.livejournal.com
Ну нельзя ну нельзя так издеваться над нашими газиками.

И номер наш, и фонари московские. НО ТУМ все равно панковее был :-)

Date: 2010-12-17 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Почему издеваться? В рамках общей идеи унификация с армейской техникой рулит.

ТУМ-975 имеете в виду? Если да - то согласен.

P.S. http://www.beloveg.ru/art/art24.html - тут их много разных.

Date: 2010-12-17 12:13 am (UTC)
From: [identity profile] kudik71.livejournal.com
Мне кажется что это построено в СССР.Наверное отрабатывали технологию пневмокатков для слабонесущих грунтов.

Date: 2010-12-17 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Да, верно. А конкретно машинка..?

Date: 2010-12-17 12:16 am (UTC)
From: (Anonymous)
СССР, 50-60е, иашинка для испытаний-демонстрации движителей на пневмокатках на агрегатах ГАЗ-69. Примерно так... P.S. Не судите строго пишу навскидку. Нашел только это. http://zhurnal.lib.ru/img/k/kostin_k_a/komunuzhnykolesa/009-2.jpg

Date: 2010-12-17 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Да, это тоже интересная тема, там много было разных машинок. Напишу как-нибудь.

Date: 2010-12-17 12:18 am (UTC)
From: [identity profile] samurai-akbar.livejournal.com

Что? Сочленённый вездеход с шинами сверхнизкого или регулируемого давления. Когда? Если агрегаты от ГАЗ-69, то не раньше 1953 года. Где? Часом, не Бауманка? Мог обознаться, но похоже.

Вроде как клиренс регулируемый. Отчего-то представил портальный автомобиль на пневматиках. Рррраз! Поднял кузов, проехал над контейнером, тормознул, опустил захват. Закончил погрузку, опустил кузов, уехал домой, поставил в "ракушку". :) А ещё у неё вроде как номер ГАИшный. Для тихоходных транспортных средств.

Date: 2010-12-17 12:21 am (UTC)
From: [identity profile] samurai-akbar.livejournal.com

Что? Сочленённый вездеход с шинами сверхнизкого или регулируемого давления. Когда? Если агрегаты от ГАЗ-69, то не раньше 1953 года. Где? Часом, не Бауманка? Мог обознаться, но похоже.

Вроде как клиренс регулируемый. Отчего-то представил портальный автомобиль на пневматиках. Рррраз! Поднял кузов, проехал над контейнером, тормознул, опустил захват. Закончил погрузку, опустил кузов, уехал домой, поставил в "ракушку". :) А ещё у неё вроде как номер ГАИшный. Для тихоходных транспортных средств.

P. S. Дважды пытался отправить комментарий, но браузер переносило на страницу с ошибкой.

Date: 2010-12-17 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Бауманка, да. А точнее??

Date: 2010-12-17 01:03 am (UTC)
From: (Anonymous)
по форме капота - севтский дизайн. 60 годы похоже. Да и катки тож в тоже время вписываетса.

Date: 2010-12-17 02:20 am (UTC)
From: [identity profile] andyflowers.livejournal.com
МВТУ-2, 1958 г. на базе капота ГАЗ-69 :)

Date: 2010-12-17 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Правильно!!

Date: 2010-12-17 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] domov.livejournal.com
Случаем не шасси для испытания наработок для первого советского лунохода? :D

Date: 2010-12-17 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] domov.livejournal.com
Случаем не шасси для испытания наработок для первого советского лунохода? :D
А номер да, отличная подсказка=)

Date: 2010-12-17 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Нет, луноход тут не при чем. Но машинка советская.

Date: 2010-12-17 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] fvl1-01.livejournal.com
Конечно 975й ТУМ имею в виду... На одном из них я еще успел в 1980е покататься. Пока его несметалололомили в перестройку.

МикроПАЗик одним словом. Немецкие машинки уже так не вштыряли.

Date: 2010-12-17 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Ага, немцы были какие-то неэстетичные по сравнению с ним, квадратные. Ж8-)) Но, говорят, удобнее. И в эксплуатации попроще-повыносливее.

Date: 2010-12-17 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] fvl1-01.livejournal.com
Ну да - немцы были и понадежнее, и главное в отличии от валкого ТУМа не опрокидывались при резких поворотах набок.

Правда поднять опрокинутый ТУМ могли шесть дворников не напрягаясь :-)

Вспомнил где видел последний московский живой тум - Киевский вокзал, перроны подметал года до 1987-88

Date: 2010-12-17 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Перроны это да, это попроще будет. Ж8-)))
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
И СССР, и без ГАЗика дело не обошлось - а конкретно??
From: [identity profile] doktorkurgan.livejournal.com
После копания отыскалось, шо это прототип МВТУ-2, Горьковский автомобильный институт, 1958 г. Видимо студенческая работа в плане создания вездехода оригинальной схемы. Для чего и кем создано - х/з.
Кстати, коментарии видно, однако...
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Самое смешное, что это не совсем горьковская машинка... Но название верное.
P.S. Видны те комментарии, которые я сам сделал видимыми. Ж8-))

Я узнал таки тот фонарик!

Date: 2010-12-17 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] raymond-babbitt.livejournal.com
МВТУ имени Баумана! Никак не мог вспонить, где я его видел :о). Ну а всё остальное доделалось быстро.

Image

Правда для чего делалась эжта машинка, не выяснил. Раскажите?

Итак - МВТУ имени Баумана, 1958 год :о))...

Федор-то (ФВЛ) должен был опознать здание :о)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Правильно, фонарик в кадре - это она, подсказка.

Расскажу, конечно. Завтра к вечеру выложу ответ.
From: [identity profile] raymond-babbitt.livejournal.com
...Помню речка позади, здание сталинское с арками, асоциации сначала нарисовали высотку на Котельнической. Там всё это тоже есть. Однако там таких ступенек нет :о)...

Сам себе удивлен :о)...

Супер загадка! Очень интересно. Спасибо... Вот бы еще узнать, что в итоге за вездеходы получились с ариочными шинами. :о)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Хм.. Я писал про что-то подобное, но вот куда....? ОК, поставлю в планы. Ж8-)))

Date: 2010-12-17 11:02 pm (UTC)
From: [identity profile] painkiller-83.livejournal.com
Судя по капоту от ГАЗ-69 это СССР. Когда там тему пневмокатков исследовали? Конец 50-ых, начало 60-ых, качество фото тоже наводит на этот период.

Date: 2010-12-18 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] tais-afinyanka.livejournal.com
фонарь выдал СССР с головой, да :)
а в остальном я, к сожалению, не специалист, так что просто рядом постою - умных людей послушаю)

Date: 2010-12-18 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
это комментарии уже раскрыты что ли?

Date: 2010-12-18 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Никак нет, это "несекретная" ветка раскрыта. Ответы пока спрятаны.

Date: 2010-12-18 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] samurai-akbar.livejournal.com

1. Выявилась одна проблема. Ваши встречные вопросы в тредах до момента раскрытия не видны.

2. Поясните, пожалуйста, в чём разница между пневмокатками и довоенными сверхбаллонами.

Date: 2010-12-19 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
1. Встречные вопросы приходят вам в почту (если настроено). Кроме того, их можно видеть на странице получаемых комментариев в ЖЖ.

2. Сверхбаллоны - это недопневмокатки. Ж8-)) Доведя идею до логического конца американцы и пришли к каткам. Усугубив проблемы сверхбаллонов.

Date: 2010-12-21 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] samurai-akbar.livejournal.com

1. Спасибо.

2. Насколько сверхбаллоны "недо-"? По диаметру/профилю, или есть различия помимо габаритов?

Date: 2010-12-21 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
2. По соотношению диаметр/ширина профиля. В итоге они имеют меньше проблем с проскальзыванием в поворотах, но не позволяют достичь таких не низких величин давления, как пневмокатки. Плюс к тому, у сверхбаллонов пониженного давления есть склонность к нехорошим финтам при боковых нагрузках.

Date: 2010-12-22 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] samurai-akbar.livejournal.com

Очередное спасибо. Сверхбаллоны хотя бы заменяются на более жёсткие шины перед выездом на твёрдый грунт. :) А где-то в Сибири колесят "Скорые помощи" на пневмокатках. Наверно, с зацеплением и боковыми нагрузками в силу выбранных маршрутов у них проблем не предвидится.

Profile

strangernn: (Default)
strangernn

March 2022

S M T W T F S
   1 2 3 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 21st, 2025 10:57 am
Powered by Dreamwidth Studios