![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Газогенераторный Comte AC-4, первая итерация 1939 года (кликабельно)
с описанием функционирования летательного аппарата.
Честно говоря, я не знаю, что сподвигло швейцарского пилота и изобретателя Эрнста Висса (Ernst Wyss) на такое странное изобретение. Предположу, что начавшаяся в Европе Вторая Мировая очень остро поставила перед Швейцарией вопрос доступности авиационного топлива. Утопающий хватается за соломинку - и теплая компания граждан Швейцарии, состоящая из самого господина Висса, пилота Сями Руппа (Sämi Rupp), владельца небольшого самолета Comte AC-4 с регистрацией HB-USI, старшего лейтенанта Эберсольда и господ Портманна и Гюнтхарда на свои деньги, без малейшей поддержки государства, решила замутить самолет с газогенератором вместо бензобака. Понятно, что из-за массогабаритных ограничений единственным вариантом было использование древесного угля - все остальные варианты, даже сулившие большую выработку газа, были слишком тяжелыми.
Газогенератор, заряженной массой 121 килограмм был установлен на месте второго пассажира, и все бы ничего - но возникли проблемы: двигатель, штатной мощностью (на бензине) 110 л.с. при переходе на генераторный газ слишком много терял в мощности, так что после первых попыток полета в 1939 году выяснилось, что проект нуждается в серьезной доработке. Собственно, ну что тут можно придумать? Используя высокое октановое число генераторного газа можно было поднять мощность, установив систему наддува - натолкать в цилиндры больше воздуха, поднять и степень сжатия, и количество топливо-воздушной смеси в цилиндре. Вот системой турбонаддува и занялась эта теплая компания.

переделанный обратно на бензин (с установкой 150-сильного двигателя)
Comte AC-4 HB-USI, ныне в запасниках музея (чуть кликабельно)
Учитывая недоступность для компаньонов жаростойких сталей им пришлось повозиться, но 13 сентября 1944 года доведенный до ума самолет поднялся-таки в воздух. Летно-технические характеристики доработанной машины приятно удивили. Разбег составил всего 250 метров при взлетной массе 830 кг. Скороподъемность составила от трех до пяти метров в секунду (более чем достойно), а одной закладки в 34 килограмма угля хватало на 120 километров полета (минут 40, примерно). Приятным бонусом стала резко сниженная шумность самолета: турбина нагнетателя сильно снижала энергию и температуру выхлопных газов и, разбивая броски давления, превращала громкое тарахтение в ровный мягкий шум. Однако, в сентябре 1944 года с будущим Европы все стало уже более-менее понятно, и ни армия, ни государство самолетом не заинтересовались - время на доводку и запуск в серию явно было больше оставшегося времени войны и дефицита бензина.