![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Ликвидация последствий взрыва в Чернобыле внезапно показала, что в СССР нет оборудования для работы в зоне тяжелой радиационной аварии (или просто на таком пожаре, куда живых людей засылать страшно, типа пожаров на нефте- или химзаводах и лесных биржах). Героические пожарные ЧАЭС выехали на взрыв реактора на обычной гражданской пожарной технике. Кончилось это трагически, все пожарные получили тяжелое поражение, а шестеро из 28 человек скончались непосредственно от лучевой болезни.
Поэтому немедленно начали разрабатывать спецтехнику для таких случаев - правда, небыстро. Распад СССР и последующие неурадяцы сильно затормозили процесс. Однако, к концу 90-х годов ВНИИПО МВД СССР и ОКБ ПО "Пожмашина" довели до конца разработку роботизированного самоходного лафетного ствола (СЛС-100) "Сойка". Машина, построенная на шасси танка Т-54/55 весила 36,5 тонн и могла работать как под управлением экипажа из двух человек (механик-водитель и командир-оператор ствола, с солаблением радиации в 10-20 раз), так и полностью дистанционно-управляемо, по радиоканалу.
"Сойка" оснащена насосом, способным подавать до 100 л/с на расстояние до 100 метров или пену на дальность до 70 метров. Собственных резервуаров для воды машина не имеет, только бак для вспенивающего вещества (прямоугольный короб за башней, над МТО) - воду же предполагается подавать по буксируемому рукаву или просто взяв любую подходящую цистерну на прицеп. Говорят, что машина доступна к заказу, но деталей я не знаю, к сожалению.