strangernn: (Default)
[personal profile] strangernn

Внимание, вопрос: что это за летательный аппарат, где, когда и кем он был построен? Совсем хорошо - с рассказом от том, как дело было.
Трубка наизготове, чай заварен до черноты гуталина - часиков по 5-7 утра ловлю версии и ответы! Комментарии на ближайшие сутки скрыты. Всем желаю удачи!
Аппаратец угадали совершенно все! Притом даже с источниками! Да, это Аэростатоплан, построенный в Югославии конструктором русского происхождения Николаем Ивановичем Жученко. Машина, в высшей степени интереснейшая. Мало того, что это первый воплощенный в металле конвертоплан, да еще и с цельноповоротным крылом, так еще и планировался исходно на него газотурбинный двигатель!


Правда, к сожалению, возможности довоенной югославской промышленности (да и любой тогдашней вообще) не позволили построить такой двигатель, отчего конструктору пришлось переориентироваться на обычный поршневой двигатель.В качестве силовой установки был выбран поршневой двигатель Вальтер "Микрон" мощностью 50 л.с., который предполагалось установить в носовой части фюзеляжа перед кабиной пилота. В целом же аппарат мало чем отличался от других самолётов тех лет - моноплан с среднерасположенным крылом, фюзеляж типа полумонокок, стандартное хвостовое оперение и трёхопорное шасси с необычно высокими передними стойками. Расчётный вес пустого самолёта - 355 кг, взлётный - 425. Расчётная скорость - 200 км/ч, максимальный потолок - 5000 м. Мощности двигателя, к сожалению, для взлета машины не хватило. Аппарату так и не удалось оторваться от земли. Собственно, при мощности в 50л.с. на иное рассчитывать было сложно...


Отдельной проблемой стала малоисследованная на тот момент проблема работы длинных и тонких высоконагруженных валов, - машину при испытаниях замучила вибрация. Да и потери мощности в структуре с несколькими угловыми передачами получились большими. Возможно, кстати, попробуй конструктор установить двигатели на крыльях - то машинка бы и взлетела...
Подкреплю свои слова расчетом: Нормально летающий Ми-2 имеет примерно 0,2 л.с./кг, а у аэростатоплана, даже без учета потерь в трансмиссии - всего 0,11 л.с./кг, причем, реально и 0,1 не наберется, наверное. А вот если бы на крыльях были два одинаковых мотора по 50л.с., то за вычетом веса трансмиссии, возможно, около 0,2 л.с./кг и вышло бы.
Ну так вот, поскольку фокус не удался, югославские военные к машине охладели, и она была потеряна неустановленным образом где-то в ходе немецкого вторжения. Теряются и следы конструктора...
P.S. Не знал, что читатели моей ЖЖшки так интересуются леталками... Вопрос на следующую пятницу попробую совсем нетрадиционный...

Date: 2010-03-04 09:05 pm (UTC)
From: [identity profile] john5r.livejournal.com
вот здесь все подробненько - http://airwar.ru/enc/xplane/aerostatoplan.html

Date: 2010-03-04 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Да. Ж8-))))

Date: 2010-03-04 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] sad-rascko.livejournal.com
Это "Аэростатоплан" Жученко, некогда я про него писал: http://sad-rascko.livejournal.com/119931.html

Date: 2010-03-04 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Ну что тут скажешь... Ж8-)))

Date: 2010-03-04 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] kampfflieger.livejournal.com
Аэростратоплан Жученко, построен в 1937 Николаем Жученко, эмигрировавшим из РИ в Югославию после революции.

Не взлетел, мощности не хватило.

Во время немецкой оккупации оба, и Жученко и аэростратоплан, пропали без вести.

Date: 2010-03-04 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Правильно!

Date: 2010-03-04 10:46 pm (UTC)
From: [identity profile] samurai-akbar.livejournal.com

Не буду первым, ибо загадка относительно лёгкая, но всё-таки отвечу. Аэростатоплан Николая Жученко, построенный в 1937 г в Югославии. Один из первых построенных самолётов-конвертопланов. http://airwar.ru/enc/xplane/aerostatoplan.html Примерно в то же время советский авиаконструктор Курочкин (ЕМНИП) защитил дипломный проект аналогичного аппарата "Сокол", но, предвидя возможные технические трудности и практическую бесполезность машины (по расчётам у неё получалась грузоподъёмность ровно на голого пилота) отказался возглавить постройку опытного образца. Самолёт Жученко, в отличие от "Сокола", был построен, но так и не взлетел из-за недостаточной мощности двигателя и несовершенства трансмиссии.

Date: 2010-03-04 10:50 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Правильно!

Date: 2010-03-04 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
Коля Жученко. Королевство СХС. "Аэростатоплан", кажется. Взлететь не смог, но дал начало направлению в авиации.

Date: 2010-03-04 11:35 pm (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Правильно!

Date: 2010-03-04 11:45 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
спасибо за интересную загадку.

Date: 2010-03-05 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] blacker.livejournal.com
Это первая попытка постройки конвертоплана. "Aerostatoplan", Югославия, конец тридцатых годов. Конструктор - иммигрант из России Николай Иванович Жученко.
http://vtol.boom.ru/vtol/Zhuch/index.html

Date: 2010-03-05 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] michael-engel.livejournal.com
"Аэростратоплан" Жученко. Югославия.
Рассказ вот тут уже написан: http://www.airwar.ru/enc/xplane/aerostatoplan.html

Date: 2010-03-05 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] jansilver.livejournal.com
"Аэростатоплан" Николая Жученко. ВВС Югославии. Вот статья - http://vtol.boom.ru/vtol/Zhuch/index.html . А то все переписывать не охота.

Date: 2010-03-05 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] jansilver.livejournal.com
Вот еще - http://www.airwar.ru/enc/xplane/aerostatoplan.html

Date: 2010-03-05 11:55 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
Жаль, что с газотурбинным не стартовал.

Date: 2010-03-06 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Думается мне, что валы и угловые редукторы всю малину бы изгадили. Даже отсутствие крутильных колебаний у турбины не спасет.

Date: 2010-03-06 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] truecounter.livejournal.com
Fa-223 при всем этом хозяйстве вполне ничего летал вроде.

Date: 2010-03-06 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] strangernn.livejournal.com
Там есть некоторые отличия. Во-первых, положение длинных валов и пространственное соотношение редукторов и промежуточных опор у Fa-223 фиксируют пространственные фермы, которых тут нет.

Во-вторых, у Fa-223 двигатель напрямую пристыкован к первому редуктору, а у аэростатоплана между двигателем и первым редуктором еще один вал.

Profile

strangernn: (Default)
strangernn

March 2022

S M T W T F S
   1 2 3 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 02:13 am
Powered by Dreamwidth Studios